Неделя (так по церковному воскресенье называется - то есть "не делать" , не работать) Торжества Православия установлена в память VII Вселенского собора на котором спустя многие годы иконоборческой смуты во всей Византийской империи, было установлено почитание икон.
Если кратко, то иконоборческая ересь (как и предыдущие) стала лишь радикальным ответом на злоупотребления почитателей икон. А отвечать было на что... Краску с икон могли соскабливать и добавлять в Чащу, чтобы Причастие было особо благодатны 🤦🏻♂️. А некоторые для своих детей в качестве кресных могли выбрать икону любимого святого (вы не ослышались, даже не самого святого, а именно икону).
С другой стороны и без политики тоже не обошлось. Главными почитателями икон были монахи. А императорская власть в лице Льва Исавра и Константина Копронима считали, что монастыри привлекают к себе слишком много людей и денег (ресурсов, необходимых для борьбы с варварами). По сути своей иконы тут стали лишь поводом для национализации церковного имущества (🤔 что-то мне это напоминает). Под давлением императора, даже собор собрали, чтобы иконы запретить.
33 года продолжалось давление на монахов, но православное вероучение восторжествавало в 754 году на VII Вселенском соборе. А 843 году постановили совершать молитвенное поминовение ревнителей Православия и анафематствования еретиков - чин Торжества Православия.
Так почему мы поклоняемся иконам?
Отцы Собора разъяснили, что поклонение - это воздавание чести, почитание. А Икона — это образ Первообраза, и «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».
Если по простому, то имея фотографию близкого человека, мы не бумагу с краской любим, а того кто на ней запечатлен.
А еще в этом празднике есть и очень личный подтекст. Когда мы вступам в Великий пост, то стараемся меняться. Больше молимся, меньше грешим и развлекаемся, воздерживаемся в пищи и служим ближним. Чем такая метамарфоза одтельно взятой личности не Торжество Православия? Самое настоящее торжество! Именно этого торжества и ждет от нас Бог.